17 февраля, 2013

"Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир."(с)

Если честно, этот фильм я не могла заставить себя посмотреть много лет. То ли потому что меня пугал хронометраж (195 минут - это вам не фунт изюма), то ли потому что меня пугала серьезность темы (что такое холокост объяснять никому не нужно). Но совсем недавно я его посмотрела. И думаю, что это именно тот фильм, заслуживающий того, чтобы поставить его номером один в этом блоге. Поставить в любом списке под грифом "нужно посмотреть". Это "Список Шиндлера"...
Первые кадры. Под пронзительную музыку мы видим, как представительный человек собирается идти в ресторан. Часы, галстук, идеально сидящий костюм. Нам не показывают его лица, но мы понимаем, что человек - это основательный и точный. Лицо мы увидели лишь,когда он сел за столик ресторана и закурил. Лиам Ниссон во всей  красоте своих лучших лет. Точнее не он, а его герой - Оскар Шинлер. 

Примерно через полтора часа. На арене появляется новый герой. Пронзительный, цепкий взгляд. Неприятная манера говорить. Эймон Гетц. Отвратительный персонаж. И даже не верится, что играет его Рэйф Файнс. Один из моих самых любимых и на мой взгляд самых красивых актеров британского кинематографа. 

Гетц и Шиндлер - такие явные антагонисты, что кажется весь фильм должен быть построен на их противостоянии друг другу. Но и это не главная мысль фильма. Точнее, не они его главные персонажи. Главные здесь совсем другие. Те, кого выгнали из своих домов и поселили в гетто, просто за факт рождения с чуть более темными волосами, чем надо и с фамилиями, оканчивающимися на "штейн" и "берг". Те, кого Эймон Гетц отстреливал, как дич с  балкона своего особняка, просто в качестве утреннего развлечения. Люди без вины виноватые. Без вины наказанные. 

Мне кажется, тот факт, что фильм, снятый в "цветные" 90-е, выпустили в "черно-белом" прокате - это одно из лучших решений создателей. Мы не знаем то время, не знаем, как все происходило на самом деле. О войне мы привыкли смотреть именно черно-белую хронику, вот и здесь подобный "окрас" фильма лишь придает ему колорита. А если пуститься в философию, то можно говорить о том, что "на войне нет солнца, а значит нет цвета". 

Весь фильм нас как будто преследует чувство незащищенности, неотвратимости чего-то ужасного. Все, как будто висит на волоске. Как висела на волоске жизнь мальчика, которого хотели убить,да пистолет не сработал. 

Ужасная вещь - война. Не для тех, кто вершит судьбами. Для тех, чьи судьбы каким-то непостижим образом оказываются в равнодушных руках. Поэтому кажется удивительным и непостижимым тот факт, как какой-то один человек ставит все свое состояние, свою свободу, свою жизнь на то, чтобы спасти других. Казалось бы, это нормальный поступок нормального человека. Но нет. Это удивительный поступок. И слезы Шиндлера в конце фильма, и произнесенные сквозь эти слезы: "Я сделал так мало" - это не притворство. Это то, что заслуживает восхищения. Это один из тех фильмов, что необходимо посмотреть. Хотя бы просто для того, чтобы помнить...

P.S. "Список Шиндлера" - 1993 г, США. Режиссер - Стивен Спилберг.  7 премий "Оскар", в том числе за "Лучший фильм".

"Лента рассказывает реальную историю загадочного Оскара Шиндлера, члена нацистской партии, преуспевающего фабриканта, спасшего во время Второй мировой войны более тысячи ста евреев. Это триумф одного человека, не похожего на других, и драма тех, кто, благодаря ему, выжил в ужасный период человеческой истории..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий