19 октября, 2013

"Оскар"? Дайте два!

"Бесславные ублюдки", 2009
Какой подход вам больше нравится - "тише едешь - дальше будешь" или "с корабля на бал"? Не думаю, что звезды Голливуда знают эти чисто русские присказки, но именно они как нельзя лучше характеризуют карьерный рост (или недорост) того или иного актера. Кто-то методично снимается пускай не в самых громких проектах, зато стабильно и ежегодно, надеясь когда-нибудь таким системным подходом все-таки урвать себе заветное место под солнцем. А кто-то появляется, казалось бы, из ниоткуда и поражает наповал всех: режиссеров, кинокритиков, а главное зрителей. Еще вчера никому не известный актер из Германии, а сегодня член жюри Каннского фестиваля. Еще вчера вне Германии его можно было увидеть максимум в сериале "Комиссар Рекс", а сегодня он уже обладатель двух "Оскаров" и двух "Золотых глобусов". Это Кристоф Вальц, единственный и неповторимый.

"Оскар" - 2010
Вальца открыл Тарантино. И сегодня даже не верится, что этого харизматичного, жестокого, но такого классного штандартенфюрера Ганса Ланду должен был играть не кто иной, как Лео Ди Каприо! Нет-нет, он прекрасно смотрелся в роли Гэтсби, но эта роль Вальца и только Вальца. У Ланды его мимика, его смех, повадки, какая-то странная грация. К счастью, Тарантино вовремя одумался и решил пригласить на роль немецкого офицера немецкоговорящего актера. И не прогадал. Вальц был так шикарен в роли Ланды, что жюри "Золотого глобуса", а затем и киноакадемики сдались  и награды за лучшую мужскую роль второго плана в тот год ушли именно к Вальцу.
Это было в 2009-2010 годах. Вальц ворвался в мир Голливуда, никому неизвестный европейский актер, и в одночасье превратился в звезду первой категории, из двух вышеприведенных маршрутов выбирая "с корабля на бал". Просто, ему уже некогда было разгоняться, некогда было "тихо ехать, чтобы дальше приехать". В 2009-м ему уже было 53, куда уж дольше?

"Джанго освобожденный", 2013
Дольше некуда, а вот дальше вполне! После триумфальных "Бесславных ублюдков", Тарантино зовет Вальца в свой новый фильм спагетти-вестерн "Джанго освобожденный". Герой Вальца  опять немец, на этот раз имеет внушительную седую бороду и отличные стрелковые навыки. Он - "охотник за головами" а по совместительству доктор. Кинг Шульц не такой харизматичный, как Ганс Ланда, но явно более толерантный. Результат работы - снова "Золотой глобус" и "Оскар". Если вы смотрели церемонию вручения 2013-го года, то видите,
что когда Октавия Спенсер, победительница Оскара-2012 в номинации "Лучшая женская роль второго плана" объявляла победителя в этой же категории, но мужской, Вальц явно не ожидал своей победы, наивно полагая, что награда уйдет, если не к Роберту Де Ниро, то к Филиппу Сеймуру Хофману. По-моему, он был просто в шоке, когда со сцены прозвучало его имя, а зале заиграл саундтрек к "Джанго".

"Ублюдки" и "Джанго" принесли ему славу, и за четыре года Кристоф Вальц успел сделать то, на что у других уходят десятки лет кропотливой работы. Если вам понравились Ганс Ланда и доктор Кинг Шульц, могу сказать, что посмотреть большинство других фильмов с участием Вальца вы можете, только если знаете немецкий. В переводе их нет. Но в перерыве между двумя работами с Тарантино этот оскароносец успел поучаствовать и в нескольких других проектах. Самые яркие из которых - драма "Воды слонам!" и комедия абсолютно в духе Романа Полански "Резня".
"Воды слонам, 2011"
В первой - он жестокий, но опять-таки нереально харизматичный хозяин цирка, муж Риз Уизерспун и главный антагонист нетленного  Роберта Паттинсона.
И хоть главная роль и была у Паттинсона, и вся ставка в фильме была сделана именно на него, дабы привлечь к фильму внимание молодой аудитории, могу с уверенностью сказать, что этот в недавнем прошлом вампир просто меркнет рядом с Вальцем и его бешеной энергетикой. Фильм неплох и вполне подходит для неспешного вечернего просмотра. И я даже не знаю, какое чувство во мне сильнее  - радость от того, что Вальц все-таки снялся тут и был в "Воды слонам!" просто великолепен. Или обида от того, что ради хозяина цирка он отказался от роли Фрейда в кроненбергском "Опасном методе", в котором бы засветился с не менее талантливым немцем (правда, наполовину) Майклом Фассбендером.

"Резня", 2011
Что касается второй из вышеобозначенных лент, "Резни", то здесь стоит сказать, что это совсем другое кино. Какое понятие вам больше нравится? Неформатное, нестандартное, хм... арт-хаусное? Во-первых, это Полански, а он плохого не снимает, а если уж он взялся за такой жанр, как трагикомедия, то ждите чего-то сверх необычного. И пусть вас не пугает устрашающее название! Резня - это не брызги крови и куча жертв, это... бог раздора :) Здесь, в фильме, снятом в 21-м веке соблюдаются все традиции эстетики классицизма! То есть единство времени, действия и
места. И за этим действительно очень интересно наблюдать! Как всего четыре актера на протяжении полутора часов в одних и тех же декорациях держат вас у экрана так, как не могут иногда даже самые крутые спецэффекты. А Вальц... ну что Вальц... как всегда великолепен! Не выпускает из рук мобильного, как и полагается деловому обитателю каменных джунглей, изящно троллит героиню Джоди Фостер, да и вообще.... блистает. Посмотрите "Резню", она вас здорово повеселит.

Еще Вальц засветился у Мишеля Гондри (того самого, снявшего "Пену дней" и "Вечное сияние
чистого разума") в "Зеленом шершне" и в странной интерпретации "Мушкетеров". Правда, его кардинал Ришелье - это лучшее, что было в этом фильме. Но не будем о грустном, у всех бывают не самые удачные проекты. Тем более, что в скором времени мы ожидаем очень и очень удачные с его участием. Во-первых, "Большие глаза" Тима Бертона. Самый эксцентричный режиссер и мегаталантливый актер - это должно быть интересно. Ради кого попало Бертон не откажется от Джонни Деппа. Во-вторых, политический триллер "Рейкьявик", в котором Кристоф выступит в роли никого иного, как первого президента СССР Михаила Горбачева. Хотя что-то странное происходит с этим проектом. Релиз назначен на февраль 2014-го года, а статус у фильма до сих пор "подготовка к съемкам", но будем надеяться на лучшее". Ну и румынский проект "Теорема Зеро". Ждем с нетерпением!

И все-таки как? Как этот уже немолодой немец с выдающимся подбородком умудрился сделать то, на что не способны многие из тех актеров, что шмурмуют Голливуд годами? У него Оскары, у него признание, он - лицо мужской коллекции Prada. А еще у него завораживающая мимика, невероятная пластичность и огромная харизма. Наверное, это и называется талантом....

Он уникален. Он бриллиант. И, пожалуй, этим все сказано.