26 октября, 2013

Страсти вокруг рабства

Оскаровская гонка еще не началась, но критики и зрители уже делают ставки на главные
фильмы годы и актеров, которые в случае получения заветной статуэтки автоматически приобретут статус "the best". Очевидными фаворитами уже называют "Волка с Уолл-стрит" Мартина Скорсезе и "12 лет рабства" Стива МакКуина. На последнем мы остановимся немного подробнее.
В основе сюжета, реальная история реального человека. Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в Нью-Йорке, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Фильм уже успел сорвал овации на Международном кинофестивале в Торонто, где получил главную награду - Приз зрительских симпатий. А победу в Торонто всегда называют хорошей заявкой на "Оскар".
Это третий фильм МакКуина, как режиссера. Его эпатажные "Голод" и "Стыд" принесли славу не только самому Стиву, но и исполнителю главных ролей в обоих фильмах Майклу Фассбендеру. И несмотря на то, что в "12 лет рабства" главную роль исполняет Чиветель Эджиофор, а засветились здесь Бенедикт Камбэрбэтч, Пол Джаматти и даже такая звезда, как Брэд Питт, именно Фассбендера называют самым вероятным номинантом на "Оскар" из всего каста "12 лет". Правда, сам актер, уже имея негативный опыт общения с киноакадемией, относится к этому весьма скептически. В 2011 году "Оскар"за "Стыд" предрекали Фассбендеру буквально все, но актер не был даже номинирован. В этом году он даже не собирается участвовать в традиционных "оскаровских" ужинах, куда актеры должны приходить, чтобы "засветиться". Он уже уехал на съемки в Новую Зеландию, на другой конец света и в ближайшее время собирается оставаться там. "Это все пересуды. Я - не политик. Я - актер", - сказал он в интервью американскому GQ. Кстати, об этом. Именно интервью Фассбендера о "12 лет рабства" и будет темой сегодняшнего поста. Я бы никогда не взяла на себя смелость опубликовать его, если бы сама не имела к нему хоть маленькое, но отношение :) Автор перевода - ваш покорный слуга.

"12 лет рабства" не покажут в наших кинотеатрах - это факт. Но мне кажется, и сам фильм, и самый  яркий его персонаж  достойны того, чтобы узнать о них чуточку побольше :)

Что любовь может сделать с нами? Судя по всему, все что угодно. Мы убеждаемся в этом, когда видим Майкла Фассбендера в роли красивого, но отвратительного плантатора, имеющего связь с одной из своих рабынь в драме Стива МакКуина «12 лет рабства», которую уже сейчас называют претендентом на «Оскар»
Фассбендер встретился с Yahoo Movies во время Международного фестиваля в Торонто и поговорил о своей злодейской роли в «12 лет рабства», истории, основанной на реальных событиях жизни свободного черного мужчины с Севера (Чиветель Эджиофор), украденного и проданного в рабство в довоенный Юг (Осторожно! В тексте присутствуют спойлеры!)
Майкл, вы играете Эдвина Эппса, женатого рабовладельца, который издевается над Соломоном Нортапом (Эджиофор) и принуждает к сексу Пэтси (Лупита Нього). Как вы считаете, Эппс - «воплощение зла» или типичный плантатор?
Ну, я не совсем понимаю фразу  «зло» в этом контексте. Поэтому для меня было очень сложно как-то сформулировать его характер: я не представляю, как сделать это. И эта формулировка «зло» никак мне не помогает. Но тот факт, что он был влюблен в свою черную рабыню, будучи женатым ради положения в обществе,  помогали мне как-то понять его характер.
Да, его действия насильственны. И когда мы думаем об их причинах, то возвращаемся к тому, что вспоминаем, кто он есть. Он мучает Пэтси, потому что влюбляется в нее, но не знает, что с этим делать. 
Он не понимает, как это могло случиться и не находит ничего лучше, чем срывать свой гнев на ней. Возможно, мучая ее, он надеялся убить в себе то чувство, которое он к ней испытывает. Но, конечно, все происходит наоборот. Это только усиливает его чувства. И мне было невероятно интересно работать со всем этим. С реальными противоречиями в характере одного героя
Расистское поведение Эппса действительно шокирует.  Какого было оказаться «в том времени»?
Мы работали с периодом, когда черные люди были рабами и реальность мира была жестокой. Рабство было обусловлено экономикой. Соломона сначала регистрируют на ферме, затем он работает на хлопковом поле, а потом рубит сахарный тросник. Так что в фильме мы видим, промышленное развитие и экономику Америки того периода. Дела действительно обстояли так, как показано в фильме.
Но в фильме все же больше показаны общественные предрассудки, чем экономика. Как раз это и беспокоит вашего персонажа. Эппс совершает расистские действия, но в то же время его страстно влечет к черной женщине…
Он любит ее. В этом проблема. И расизм тут даже не причем. И это было не то время, когда люди признали бы эту любовь нормальной. Мы видим стандартную картину рабства со всеми ее проявлениями тотальной «ненормальности». Мы сидим здесь и, оглядываясь назад судим о том времени, как о расисткой эпохе, но тогда это было нормой. Если ты черный и ударишь своего хозяина или еще кого-нибудь из белых, то будешь иметь дело с последствиями. И это было нормой. И что поражает Соломона, когда он попадает на ферму Эппса, так это непредсказуемость мира, в котором он теперь должен жить. И оттого этот мир становится еще более страшен.
Это ваш третий фильм под руководством Стива МакКуина, мы помним ваши роли в «Голоде» и «Стыде». Что вы обсуждали на съемочной площадке?
Многое. Ключевым моментом, конечно, было то, как я представлю Эппса. Я сразу сказал Стиву, что как только прочитал сценарий, понял, что в  этом фильме – воплощение всего уродства положения Юга того времени. Рабство – нарыв на коже общества того времени, но мой персонаж все-таки был не просто злобным плантатором. Я хотел найти в нем человека. И отправной точкой в деле для меня стало то, что я понял, что он влюблен в одну из своих рабынь, в Пэтси
И оттого, что он не может найти баланс между своей любовью и ненавистью, он становится таким раздражительным?
Это больше, чем раздражение. Это уничтожает его. Любой актер, имея лишь минимум информации о своем герое, говорит: «О, я буду играть злого персонажа». Но «злой» - это слишком простое и даже грязное слово. И это определение ничего не даст вашей работе над ролью.
Когда вы снимали фильм, были ли какие-то сцены, которые были для вас особенно
сложными?
Я думаю, что сложные сцены – это те, которых трудно  воспринимать аудитории
Для меня самой сложной сценой была та, когда Эппс бьет Соломона и Пэтси кнутом на глазах у всех остальных рабов
Эта сцена была сложной, потому что ее главной задачей была – сделать все на вершине возможных эмоций. И все удары должны были попасть в цель, потому что мы снимали сцену одним дублем. И аудитории в этот момент даже нет шанса отдышаться, как быстро все происходит.  В этот момент зрители как будто чувствуют себя «там», внутри фильма. Ну а вы, как актер, должны в этот момент правильно двигаться в одном танце с Шоном (оператор фильма Шон Боббит) и с другими актерами. Есть также много других технических моментов «сделавших» эту сцену. Очень жестокую сцену.
«12 лет рабства» получили достаточно положительную реакцию. Что вы чувствуете, зная, что ваш персонаж вызывает столько ужаса и трепета?
Я чувству себя прекрасно. Я очень горжусь тем, что я сделал и тем, что я был одним из тех привилегированных, кому удалось принять участие в этой работе. Это очень важная история. Я думаю, что Стив снял настоящий шедевр. Эта история, как и другие снятые Стивом, рассказывает о человеческой силе и человеческой жестокости. Он показывает нам, что мы можем сделать хорошего для других и как мы способны навредить другим людям
Стоит ли нам ждать еще совместных проектов от вас со Стивом?
Очень надеюсь, что я буду работать со Стивом снова, и снова, и снова. Я просто очень люблю работать вместе с ним. Его фильм «Голод» изменил мою жизнь. Это было то, что я искал с 17-ти лет, когда  хотел найти такого режиссера, который бы «вытащил» лучшее из меня и я чувствую, что Стив способен на это.

(с) 


Вы верите в справедливость? Я - да. И поэтому я очень надеюсь, что на церемонии вручения в 2014 году после заветной фразы "And the Oscar goes to..." прозвучит имя Майкла Фассбендера... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий