- Расскажи о любимой теории Эйнштейна
- Сейчас?
- Ты хорошо рассказываешь такие вещи. А я люблю слушать, как ты рассказываешь
- Если идентичные частицы-близнецы разделить, то даже через тысячу световых лет они будут притягиваться друг к другу. А если на одном конце света что-то случится с одной, то на другом конце света подобное произойдет и с другой (с) "Выживут только любовники"
- Сейчас?
- Ты хорошо рассказываешь такие вещи. А я люблю слушать, как ты рассказываешь
- Если идентичные частицы-близнецы разделить, то даже через тысячу световых лет они будут притягиваться друг к другу. А если на одном конце света что-то случится с одной, то на другом конце света подобное произойдет и с другой (с) "Выживут только любовники"
Персонажи по имени Адам и Ева по определению не могут быть обычными смертными. Правда, живут они не в раю, нет никакого намека на первородный грех и змея-искусителя. Адам и Ева - вампиры.
Вампиры? Опять? Опять??!, - воскликните вы. И будете правы. За последние пять-шесть лет вампиры стали таким мощным образом массовой культуры, что не заработать на благодатной теме не постарался только ленивый. "Сумеречная" сага, два суперпопулярных сериала (уже даже три, учитывая, как из "Дневников вампира" плавно "родились" "Древние". Еще один, если вы забыли, "Настоящая кровь") . И даже главарь всех чудаков на свете Тим Бертон снял-таки свои "Мрачные тени", взяв за основу одноименный сериал 70-х годов. Вампиры повсюду. В кино, на ТВ, в книгах. Вампиры вытеснили Терминатора, Микки-Мауса и Человека-паука. И, кажется, что истории о них не несут никакой смысловой нагрузки, кроме глупых мечтаний о вечной молодости и сомнительных цитат а-ля "ты мой личный сорт героина". Вот только история Джармуша об Адаме и Еве совсем другая... И вампиры здесь другие. И сам вампиризм - скорее не цель повествования, а средство показать что-то совсем другое....
Ева звонит Адаму из Танжера в Детройт. У нее айфон, у него допотопный телефон с "кудрявым" проводом. Вот только он вполне может выйти на видеосвязь с помощью все того же допотопного телефона и такого же допотопного телевизора. У него свои знания о тонкостях электричества и управления электроприборами, не доступные простым "мертвецам". Она звонит из комнаты, забитой книгами в дом, забитый музыкальными инструментами. Адам в депрессии. Ева приезжает в Детройт.
И тут начинаются настоящие чудеса. Нет-нет сюжет все такой же вялотекущий и сумрачный, как и завязка фильма. Чудеса - это маленькие кирпичики из которых строится цельная картина, очень красивая и тонкая. В холодильнике, рядом с бутылками "нулевой, отрицательной - самой чистой крови, не то, что там кровь всяких музыкантов" - талмуды с арабской вязью. Духовную пищу не перебьет никакая материальная. Ева на ощупь определяет природу вещей, материал из которого сделан музыкальный инструмент и год его производства. Верх вежливости и уважения в вампирском этикете - помочь даме снять перчатки. Они знали Шуберта, Байрона и Теслу. А еще общаются с вампиром-Кристофером Марло, который утверждает, что "жаль, что я не узнал Адама до того, как написал "Гамлета". И они ненавидят Лондон. Каким-то неведомым образом в этом фильме переплетаются огромные пласты мировой культуры, выраженные в маленьких, казалось бы незначительных деталях, нереально красивые кадры и... любовь.
Да-да, именно любовь. Горе-переводчики все-таки должны были интерпретировать слово "lovers", как "возлюбленные", а не как "любовники". И вампиризм здесь всего лишь обрамление, показатель вечности. Здесь не объясняется вампирская мифология, не рассказывается, как Адам и Ева стали вампирами. Это всего лишь оболочка...
И еще есть Ава, сестра Евы. Нежеланный гость. Ава - раздражитель, паразит, разрушитель гармонии. И тут уже не имеет значения вампиры вы или простые люди. Вам просто нужно решить, хорошее или плохое несет вам раздражитель? И что вы готовы сделать, чтобы сохранить свою гармонию... А еще задуматься, правда ли существуют идентичные частицы-близнецы и что с ними делает время. Даже совсем немаленькое. Но это уже не к героям фильма, а к зрителям...
В этом фильме очень мало цвета. Вампиры ложатся спать на рассвете и просыпаются, когда начинает темнеть. И здесь очень, очень много хорошей музыки.
А еще Джим Джармуш собирал деньги на "Выживут только любовники" на протяжении 7 лет. Учитывая, что фильм снимался в 2012-м, идея пришла к нему гораздо раньше, чем к Стефани Майер и создателям "Настоящей крови"... Актерский состав идеален. Тильда Суинтон со своей некрасивой красотой как никто другой идеально подходит на эту роль. И я, наконец, начала потихоньку понимать всю эту массовую истерию вокруг Тома Хиддлстона, которого до этого воспринимала только как Локи из "Тора". Есть все-таки что-то в этом британце... И здорово было увидеть "алисуизстранычудес" и "джейнэйр" Миа Васиковска в роли вампирши...Ну и до кучи здесь есть "главный русский среди голливудских" Антон Ельчин...
Я не могу сказать, что до конца поняла все эти полутоны и полузнаки, которые посылает нам Джармуш через свой фильм. И да, несмотря на всю вялотекучесть сюжета, я собираюсь пересмотреть его вновь. Позже. Я могу только с уверенностью сказать, что этот фильм запал мне в душу. А такое бывает нечасто.
Советовать - не советую. Вы сами должны решить, хотите ли потратить два часа на достаточно не динамичный сюжет. А, если решитесь, то я все-таки надеюсь, что не разочаруетесь :)