23 марта, 2014

Only lovers

- Расскажи о любимой теории Эйнштейна
- Сейчас?
- Ты хорошо рассказываешь такие вещи. А я люблю слушать, как ты рассказываешь
- Если идентичные частицы-близнецы разделить, то даже через тысячу световых лет они будут притягиваться друг к другу. А если на одном конце света что-то случится с одной, то на другом конце света подобное произойдет и с другой (с) "Выживут только любовники"



Персонажи по имени Адам и Ева по определению не могут быть обычными смертными. Правда, живут они не в раю, нет никакого намека на первородный грех и змея-искусителя. Адам и Ева - вампиры. 

Вампиры? Опять? Опять??!, - воскликните вы. И будете правы. За последние пять-шесть лет вампиры стали таким мощным образом массовой культуры, что не заработать на благодатной теме не постарался только ленивый. "Сумеречная" сага, два суперпопулярных сериала (уже даже три, учитывая, как из "Дневников вампира" плавно "родились" "Древние". Еще один, если вы забыли, "Настоящая кровь") . И даже главарь всех чудаков на свете Тим Бертон снял-таки свои "Мрачные тени", взяв за основу одноименный сериал 70-х годов. Вампиры повсюду. В кино, на ТВ, в книгах. Вампиры вытеснили Терминатора, Микки-Мауса и Человека-паука. И, кажется, что истории о них не несут никакой смысловой нагрузки, кроме глупых мечтаний о вечной молодости и сомнительных цитат а-ля "ты мой личный сорт героина". Вот только история Джармуша об Адаме и Еве совсем другая... И вампиры здесь другие. И сам вампиризм - скорее не цель повествования, а средство показать что-то совсем другое....


Ева звонит Адаму из Танжера в Детройт. У нее айфон, у него допотопный телефон с "кудрявым" проводом. Вот только он вполне может выйти на видеосвязь с помощью все того же допотопного телефона и такого же допотопного телевизора. У него свои знания о тонкостях электричества и управления электроприборами, не доступные простым "мертвецам". Она звонит из комнаты, забитой книгами в дом, забитый музыкальными инструментами. Адам в депрессии. Ева приезжает в Детройт.

И тут начинаются настоящие чудеса. Нет-нет сюжет все такой же вялотекущий и сумрачный, как и завязка фильма. Чудеса - это маленькие кирпичики из которых строится цельная картина, очень красивая и тонкая. В холодильнике, рядом с бутылками "нулевой, отрицательной - самой чистой крови, не то, что там кровь всяких музыкантов" - талмуды с арабской вязью. Духовную пищу не перебьет никакая материальная. Ева на ощупь определяет природу вещей, материал из которого сделан музыкальный инструмент и год его производства. Верх вежливости и уважения в вампирском этикете - помочь даме снять перчатки. Они знали Шуберта, Байрона и Теслу. А еще  общаются с вампиром-Кристофером Марло, который утверждает, что "жаль, что я не узнал Адама до того, как написал "Гамлета". И они ненавидят Лондон. Каким-то неведомым образом в этом фильме переплетаются огромные пласты мировой культуры, выраженные в маленьких, казалось бы незначительных деталях, нереально красивые кадры и... любовь. 

Да-да, именно любовь. Горе-переводчики все-таки должны были интерпретировать слово "lovers", как "возлюбленные", а не как "любовники". И вампиризм здесь всего лишь обрамление, показатель вечности. Здесь не объясняется вампирская мифология, не рассказывается, как Адам и Ева стали вампирами. Это всего лишь оболочка...


И еще есть Ава, сестра Евы. Нежеланный гость. Ава - раздражитель, паразит, разрушитель гармонии. И тут уже не имеет значения вампиры вы или простые люди. Вам просто нужно решить, хорошее или плохое несет вам раздражитель? И что вы готовы сделать, чтобы сохранить свою гармонию... А еще задуматься, правда ли существуют идентичные частицы-близнецы и что с ними делает время. Даже совсем немаленькое. Но это уже не к героям фильма, а к зрителям...

В этом фильме очень мало цвета. Вампиры ложатся спать на рассвете и просыпаются, когда начинает темнеть. И здесь очень, очень много хорошей музыки.

А еще Джим Джармуш собирал деньги на "Выживут только любовники" на протяжении 7 лет. Учитывая, что фильм снимался в 2012-м, идея пришла к нему гораздо раньше, чем к Стефани Майер и создателям "Настоящей крови"... Актерский состав идеален. Тильда Суинтон со своей некрасивой красотой как никто другой идеально подходит на эту роль. И я, наконец, начала потихоньку понимать всю эту массовую истерию вокруг Тома Хиддлстона, которого  до этого воспринимала только как Локи из "Тора". Есть все-таки что-то в этом британце... И здорово было увидеть "алисуизстранычудес" и "джейнэйр" Миа Васиковска в роли вампирши...Ну и до кучи здесь есть "главный русский среди голливудских" Антон Ельчин...

Я не могу сказать, что до конца поняла все эти полутоны и полузнаки, которые посылает нам Джармуш через свой фильм. И да, несмотря на всю вялотекучесть сюжета, я собираюсь пересмотреть его вновь. Позже. Я могу только с уверенностью сказать, что этот фильм запал мне в душу. А такое бывает нечасто. 

Советовать - не советую. Вы сами должны решить, хотите ли потратить два часа на достаточно не динамичный сюжет.  А, если решитесь, то я все-таки надеюсь, что не разочаруетесь :)

03 марта, 2014

Оскар? Кто с чем и почему остался?

Да, ребята, это случилось. Главная кинопремия года благополучно вручилась. Отошла в
нужные и ненужные (тут уж кто как считает) руки. И новый кино-год благополучно начался. Я не буду вдаваться в пространные объяснения, пересказывая как проходила церемония, кого за кем объявляли и как наши любимые актеры ели пиццу. Обо ВСЕМ вы можете благополучно прочитать на Кинопоиске
Я постараюсь немного обобщить и может быть, чуть-чуть проанализировать событие. Сделать, так сказать, обзор - "Оскар" для ленивых. И обозначить основные моменты премии

Первый из которых - ЛЕО и ОСКАР

Мне кажется, скоро разговоры об этом станут таким моветоном, что любой произнесший что-то похожее на "опять прокатили" будет предан публичному позору. Надоело, правда. Ну а пока этого не случилось, кинолюбители и все, кто считают себя ими смакуют главную новость "Оскара". Да, Лео его не получил. Лео опять прокатили. Жалко. Даже очень жалко. Лео очень талантлив.
Лео только приехал на церемонию и еще надеется на лучшее

И особенно прекрасен он был в "Волке с Уолл-стрит". Но так получилось. Когда-нибудь, он, конечно получит свою заветную статуэтку. Тем более, что пока ему не на что жаловаться - роли сыплются на него, как из рога изобилия. С ними он справляется на "ура", зритель его любит. А тема "Лео и Оскар" волнует даже больше не его, а троллей, которые упражняются в красноречии, создавая такие "творения" 

Кадры из "Волка с Уолл-стрит"

2)  "Даллаский клуб покупателей"

Кстати, о том самом парне, что на предыдущем фото убеждает ДиКаприо, что его время когда-нибудь настанет. Именно ему отошла победа в номинации "Лучшая мужская роль". Верьте или нет, но это Мэтью МакКонахи. Да-да, тот самый МакКонахи, что когда-то сверкал торсом в картинах про пляжных искателей сокровищ, неверных женихов и прочих необремененных интеллектом типов. Сегодня это совсем другой МакКонахи. Он поражает нас своей игрой в "Далласком клубе", интеллектом в сериале "Настоящий детектив", где на пару с Вуди Харрельсоном щелкает сложные дела, как орешки. А в "Волке с Уолл-стрит" в 10-минутный сцене... да-да! переигрывает самого Лео. МакКонахи сделал почти невозможное - перепрыгнул из одного амплуа в другое, доказал Голливуду, что способен на большее. И Голливуд такие подвиги оценил

Мэтью МакКонахи в своей триумфальной роли больного СПИДом Рона Вудруфа, ради которой он похудел на 22 кг! 
Конечно, "Далласский клуб" - не самый легкий фильм. Это не развлечение. Это такой трезвый взгляд на мир. В этом фильме нет ничего красивого. Никакой эстетики. Только правда, только хардкор. Если вы знаете, что вам не понравится столь откровенный взгляд на непростые темы - не смотрите. Психика целее будет. 
"Даллаский клуб" подарил статуэтку не только МакКонахи, но и Джареду Лето. Получившему награду за "Мужскую роль второго плана". Что, впрочем, очень сомнительно. Так как роль эту можно запросто назвать женской. Лето играл трансвестита.

Джаред Лето в роли трансвестита Района.
Несмотря на все мое возмущение самим фактом этой награды (Лето как-никак вырвал ее из рук моего любимейшего актера-Фассбендера), не могу не признать, что играл он хорошо. Даже очень . Но вот только немного коробит тот факт, что награда эта дана как-будто не за особые таланты Лето, а лишь за тот факт, что он решился сбрить брови и надеть колготки. И на его месте мог бы быть любой решившийся на это актер. Такая вот кино-политико-толерантность.

3) "Гравитация"

Семь "Оскаров"! Семь! Говорите что угодно, но я не понимаю ЗА ЧТО. Понимаю лишь "за визуальные эффекты", потому что весь этот фильм сам по себе - один большой визуальный эффект. Но вот КАК смогут оценить этот фильм те зрители, которые начинают судорожно смотреть всех оскаровских победителей после объявления премии? Когда смотреть его нужно на большом экране. Не понимаю "Лучшего режиссера", которого получил Куарон. Обидно, что Дэвид О.Рассел, чья шикарная "Афера по-американски", номинированная в 10-ти категориях и не получившая ни одной премии, уступил человеку, который снял предсказуемую сказку о выживании. Либо это просто "не мой" фильм. Впрочем, все мои возмущения "Гравитацией" давно письменно оформлены и ознакомиться с ними вы можете здесь

Сандра Буллок плавает в невесомости, в "Гравитации". Красиво это только на большом экране.


4) Кейт Бланшетт

Она шикарна! И да, у нее почти не было конкуренток. Не считая несравненную Мерил Стрип, которой вряд ли бы дали награду, учитывая позапрошлогодний триумф "Железной леди". Но Жасмин-Бланшетт получила награду очень и очень заслуженно. Так получается, что несмотря на все скандалы, возникающие вокруг имени Вуди Аллена, его фильмы люди ждут. Они странные, смешные до определенного момента. Этот очкастый чудик владеет редким сегодня жанром - трагикомедией. И "Жасмин" - пожалуй лучшее из его последних творений. И представить другую Жасмин на месте  Бланшетт невозможно! Потому что она делает так, что тебе сложно понять, ЧТО ты чувствуешь к ее героине. То ли тебе ее жалко и ты ей сочувствуешь, то ли она сама дура и заслужила все гадости мира. Так что Бланшетт заслужила "Оскар"! И никаких претензий.

Прекрасная Кейт Бланшетт в "Жасмин"

5) "12 лет рабства"

Триумфаторы! Кто бы мог подумать, что этот британец снявший до этого лишь независимые, фестивальные и слишком откровенные для пуританской академии "Голод" и "Стыд", вдруг начнет работать на потребу публике, очень тонко почувствует конъюнктуру и снимет крайне актуальную для американского общества картину. Да еще и отхватит главный приз! Но Стив
МакКуин сделал это. Да, "12 лет" - хороший фильм, определенно достойный внимания. Он тот самый, что задевает струны души, вызывает эмоциональный отклик и дает пишу для размышления. Такое кино нужно. И правильно, что "Оскар" привлечет к нему  столько внимания.
Соломон Нортап (Чиветель Эджиофор), тот самый музыкант, переживший двенадцать  лет рабства. Фильм основан на реальных событиях. Потому отхватил "Оскар" и за "Лучший адаптированный сценарий" 
Но для меня шедевром МакКуина как был, так и остается "Стыд", сильнейшая драма, в которой если отбросить все ханжеские моменты, можно увидеть глубочайшее одиночество. Не смотрели - посмотрите.
Чиветель Эджиофор, сыгравший Соломона Нортапа остался сидеть на одной скамейке с Лео, уступив награду вышеупомянутому МакКонахи. А вот, начинающей актрисе Люпите Нионго повезло. КРАЙНЕ повезло. Полторы реплики и "Оскар"! Да, ее жалко, она очень убедительно плачет и давит на психику. Но полторы реплики! И как бы я не возмущалась Джаредом Лето, он сыграл в "Далласском клубе" реально МНОГО сцен. Чего не скажешь о Люпите. У нее роль не второго, а даже третьего плана. И становится втройне обиднее за Фассбендера, вытянувшего весь фильм своей игрой.

Люпита Нионго, Майкл Фассбендер и Чиветель Эджиофор - номинированы были все трое. Награду получила только Люпита. 

Впрочем, не будем о грустном. Потому что сами актеры, во главе с режиссером победе фильма радовались очень бурно. Сам МакКуин даже пустился в пляс, что при его комплекции смотрится очень забавно. Радуется и Брэд Питт, столь удачно выступивший продюсером. Хоть так прикоснулся к "Оскару" :)

МакКуин скачет от счастья


Что мы имеем в итоге?

"Волка с Уолл-стрит", "Аферу по-американски", "Небраску", "Филомену", "Августа", "Капитана Филлипса",  великолепнейшим образом прокатили! Разделив все премии между вышеперечисленными фильмами. А в целом, это была очень-очень предсказуемая церемония. Такая, что было даже немного скучно наблюдать за ней. А может быть, я просто впервые "пришла" к премии столь подготовленной, посмотрев заранее всех победителей :) И нам остается только ждать следующего года, следующего "Оскара" и новых хороших фильмов. А еще надеяться, что наши любимчики (первый из которых - Лео) наконец получат заслуженную награду :)

Если вы хотите подробнее почитать про номинированные, но ничего не получившие (но оттого не менее хорошие) фильмы, вы можете сделать это ЗДЕСЬ , почитать подробнее о главном фильме года, можно здесь ЗДЕСЬ 

А напоследок еще немного фото с главного кинособытия года:

Вот четыре победителя хвастаются своими статуэтками:


А вот веселый Бенедикт Камбербэтч фотобомбит легендарную группу U2:


Трогательный Фассбендер специально ради церемонии привез маму из Ирландии в Лос-Анжелес:


Дженнифер Лоурен упала. ОПЯТЬ:


Великопеная ведущая Эллен Дидженерес раздает звездам пиццу....


.... и делает воистину легендарное сэлфи!! никогда еще Инстаграм не видел столько звезд
Наверное, он ослеп: