Начать надо с того, что Алехандро Гонсалес Иньярриту - по своему культовый режиссер. Он снимает жесткие драмы о правде жизни во всей ее неприглядной жести. К примеру, один из его лучших фильмов - "21 грамм" взял свое название от теории, согласно которой во время смерти тело человека теряет в весе ровно 21 грамм. Понятно теперь да, какой это режиссер?
И вот Иньярриту снимает "Бердмэна" абсолютно нетипичную для себя картину. Легкую в просмотре, смешную, фантасмагоричную. Этот фильм уже был интересен хотя бы тем фактом, что людям хотелось знать, как их любимый Алехандро умеет шутить. Умеет. Еще как. Его эксперимент смены жанра получился гораздо более удачным, чем у Тима Бертона с его "Большими глазами".
Бывший герой блокбастера пытается стать театральным режиссером. Его мало кто помнит, в личной жизни тоже бардак, поэтому спектакль может стать либо окончательным провалом, либо лебединой песней в его творчестве.
Можно сколь угодно говорить о том, что все эти "кризисы творчества" у "творческих людей" от избытка свободного времени и нечего об этом фильмы снимать. Но "Бердмэн" он гораздо шире...
Он не только о "хочу быть популярным", он о том, продолжать ли заниматься своим любимым делом, если ты чувствуешь его бесполезность. И о том, что со своими внутренними демонами можно либо дружить либо враждовать, а что вы выберите и что из этого получится, зависит только от вас.
Параллельно с "Бердмэном" на "Оскар" претендовал очень похожий по стилистике и тематике фильм, "Одержимость". Если смотреть их один за другим, то может возникнуть легкое де-жавю. Слишком уж похожа закадровая джазовая музыка, да и тематика "творческого закулисья" все-таки общая. Но эти фильмы разные настолько насколько они и похожи. Просто один про то, как надо и как не надо себя вести, когда ты только хочешь добиться чего-то, а второй про то, что делать, когда ты хочешь вернуть... А что.. Даже не знаешь.
Но "Бердмэн" таки отличается каким-то... уровнем что ли.Это как жвачка "love is" и "orbit" или Samsung Galaxy и iPhone. Вроде тоже самое, но на уровень выше. И это уже зависит от руки мастера. А Иньярриту - мастер. Он и Дэмьен Шаззел (режиссер "Одержимости") - это как Джобс и безымянные создатели Samsung Galaxy. Да простят меня поклонники фильма про нервного барабанщика.
Съемки, диалоги, атмосфера. Думаете это менее важно, чем смысл фильма? Конечно, содержание оно прежде всего, но от формы тоже очень многое зависит. А если есть и то другое, то получается "конфетка". И это не Англия середины 20-го века как в "Король говорит", не рабовладельческая Америка, как в "12 лет рабства" и уж тем более не Франция эпохи немого кино, как в "Артисте". Все эти "лучшие фильмы" на Оскарах прошлых лет прекрасны, но найти необычное, когда ты снимаешь о прошлых эпохах гораздо легче, чем найти красоту и атмосферность такого обычного настоящего.
И это хорошо, что "Оскар" завоевал такой необычный фильм. Можно сказать, что это настоящий прорыв для консервативной киноакадемии, которая решила не быть предсказуемой и не давать предсказуемый Оскар такому социальнозначимому, но нудноватому "Отрочеству", а повернулась лицом к необычному кино. И к необычным режиссерам. И еще более хорошо, что благодаря "Бердмэну" кто-то посмотрит и "классического Иньярриту. Все-таки "21 грамм", "Сука-любовь" и "Бьютифул" того стоят....
P.s. Не знаю насколько этот фильм писался с биографии Майкла Китона и насколько его жизнь похожа на жизнь его персонажа, но параллелей не избежать. Много лет назад Китон был Бэтменом также как его герой был Бердмэном и в последние годы о нем было ох как мало слышно. И для актера "Бердмэн" стал мощным и красивым возвращением в "большую лигу". И этот факт столь же ценен как и статуэтка Оскара. С возвращением, мистер Китон!
Комментариев нет:
Отправить комментарий