03 января, 2015

Эволюция по Озону (И немножко о Долане)

Франсуа Озон
У каждого человека, интересующегося кино, наверное, есть свои "галочки". Актеры, фильмы которых для вас - событие. Франшиза, новую часть которой вы ждете с нетерпением. Или режиссер, чей каждый новый фильм вы посмотрите даже если он отличается от всего того, что этот человек снимал до этого.У меня такие "галочки" тоже есть. Одна из них - Франсуа Озон. 
По режиссерским меркам Озон снимает часто - по фильму в год. Поэтому ждать долго поклонникам не приходится. 
Что же такого в этом французе с самым классическим французским именем на свете, что отличает его от тысяч других режиссеров?
Он вскрывает человеческую сущность, играючи показывая все ее несовершенства, противоречивость и... греховность. Да, наверное, именно грех в количестве семи штук - любимая тема, поднимаемая Озоном из фильма в фильм. Только делает он это так аккуратно, что подчас не поймешь - смеется он или рыдает над своими персонажами. Озон - откровенен, подчас даже слишком. Нет, он не Ларс фон Триер, с его физиологичной "Нимфоманкой". Озон тоньше, изысканнее. Он мрачен и весел одновременно. И в этом, наверное, его главная прелесть. 
Мне повезло "познакомиться" с режиссером после просмотра самой "безобидной" его картины, "Ангел" (кстати, единственный англоязычный фильм в его карьере). Классическая история о слишком больших надеждах. Так много общего с "Унесенными ветром", такие красивые декорации. И, наверное, это действительно было везением - начать смотреть Озона именно с "Ангела" и потом только перейти к лучшей его вещи - "8 женщин", и уж тем более к последним работам типа "Молода и прекрасна" и "В доме". Потому как последние две нужно смотреть имея представление о том, на какие откровенности может перейти режиссер, о том, что он не ткнет вас носом - "это хорошо, это плохо" и что даже самых странных персонажей он покажет... красиво. Потому что любит их. 

Под занавес 2014-го года у Франсуа вышел новый фильм, который называется "Новая подружка". Зачем было такое огромное вступление? Потому что, как и смотреть "нового Озона" надо примерно представляя прошлые его работы, так и читать о "новом Озоне" надо по тому же принципу. 



"Новая подружка" снята по мотивам новеллы английской писательницы Рут Ренделл. Но Озон изменил все - и начало, и середину и концовку.  
Итак, "Новая подружка". Фабула - история о трех женщинах - Лоре, Клэр и Вирджинии. Четвертый важный персонаж - мужчина, Давид, муж Лоры. 
Лора и Клэр были лучшими подругами, почти одним целым. Неожиданно Лора умирает от болезни и Клэр вместе с овдовевшим Давидом находят утешение в обществе Вирджинии, той самой "новой подружки". Только не думайте, что все так просто. Обозначенных главных персонажей - четверо, а актеров задействованных в их исполнении всего трое. 
Если сам Озон, выставляя на суд зрителей трейлер фильма, дает лишь намек на его главную интригу, то не буду раскрывать всех карт и я. 
По жанру это скорее трагикомедия. От мрачного к веселому, улыбка сквозь слезы, вечное, не совсем французское "авось". Да, это, как и положено, очень эстетское зрелище. Озон верен себе. Но, прежде всего, это история о поиске своего "Я". Режиссер не раз говорил, что если хорошенько "надавить", то каждый из нас начнет сомневаться в том, кто он и то ли делает, что ему действительно хочется и нужно. И ничего страшного в этом нет. Есть, конечно, четко определившиеся люди, но это явно не персонажи этого фильма. И да, речь идет совсем не о выборе профессии. 
Улыбка сквозь слезы - это смерть Лоры, которая в итоге, стала катализатором для развития Клэр и Давида, как личностей, до этого находившихся в тени кого-то более яркого. Это история об эволюции, странной и безумной. Эволюции по Озону.  
Отдельно надо говорить про актеров. Точнее, об актере. 

Это самая яркая роль Анаис Демустье (Клэр), которую теперь все называют "Новой Изабель Юппер"
Ромен Дюрис - это такой французский Безруков. Самый популярный актер в своей возрастной категории, снимающийся в основном в роли секс-символов и прочих шаблонных персонажей. Поэтому то, что он делает здесь, в этом фильме - это нечто невероятное. 
И, если бы, я не взяла четкую позицию - не раскрывать главной интриги фильма, то, возможно, показала бы вам фото Ромена для обложки журнала Paris Match. 100% перевоплощение! Надеюсь, что за эту роль он, наконец, получит заслуженного "Сезара" (французский аналог "Оскара").

Кто еще не устал читать? Рассказ еще не завершается....

Не завершается потому что нельзя смолчать, нельзя не провести параллель, ведь это так очевидно! 
Три года назад вышел другой франкоязычный фильм на ту же самую тему - "И все же Лоранс", режиссера Ксавье Долана. 
Долан - это вундеркинд от кинематографа. 25 лет, 5 полноценных фильмов, две Золотые пальмовые ветви и его "Мамочка" - самый очевидный претендент на "Оскар - 2015" за "Лучший фильм на иностранном языке" (думается мне, что он все же обойдет российского "Левиафана") 
Ксавье Долан, режиссер в 20 лет снявший фильм - триумфатор в Каннах
Кто-то пишет, что у Долана свой, ни на кого ни похожий почерк, кто-то подсчитывает, сколько он взял у Вонга Кар-Вая из "Любовного настроения", когда снимал свою "Воображаемую любовь". Мне же кажется, что Долан - это новый Озон. Другой, в два раза моложе, но у них гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. 

Оба невообразимые эстеты, оба придают музыке почти такое же значение, как картинке, оба снимают о странных судьбах. Только, если Озон - идеалист, его герои живут как будто в отдельном мире, где все вокруг красивое, все люди понимают "непохожесть" кого-то и принимают ее. Красивые одежды, красивые дома, красивая жизнь. То Долан, несмотря на то, что тоже тяготит к "красивой картинке", более социален. В его работах больше реальной жизни. И этим он, возможно, выгодно отличается от Озона. 
Да, один из них француз, а другой - канадец и, казалось бы, что их сравнивать. Но ощущение схожести не покидает меня, когда  смотрю Долана и все мне напоминает об Озоне. И немножко грустно от того, что Озон постепенно приходит к тому, что снимает в одном конкретном стиле, своем, узнаваемом, но однообразном. 
А его нишу провокационного экспериментатора занимает не менее талантливый Долан. Но, возможно, так и должно было случится. На смену одному всегда приходит кто-то другой...

О Долане, я потом как-нибудь напишу подробнее. 
А вот "Новую подружку", если вы впервые слышите имя Озона, смотреть совсем не советую. Начните с "8 женщин" или "Ангела". А там, может быть, и до последней работы доберетесь. Потому что после "8 женщин" вы в него либо влюбитесь, либо отправите его в категорию "никогда больше смотреть не буду". Такой вот, он, Озон. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий