27 февраля, 2015

Почему надо смотреть "Бердмэна". И не только из-за "Оскара"

Каюсь, я посмотрела "Бердмэна" достаточно давно. Где-то с месяц назад и все откладывала-откладывала пост про него. Думала, что ладно, после "Оскара" напишу, всё равно ведь максимум, что он получит - это "Лучшего актера". Хотя фильм мне понравился, даже очень. И в итоге... просчиталась 😊 Хваленное -перехваленное "Отрочество" в итоге обзавелось лишь одной статуэткой. А вот этот фильм стал триумфатором. И это на самом деле очень хорошо. Почему? Будем разбираться!


Начать надо с того, что Алехандро Гонсалес Иньярриту - по своему культовый режиссер. Он снимает жесткие драмы о правде жизни во всей ее неприглядной жести. К примеру, один из его лучших фильмов - "21 грамм" взял свое название от теории, согласно которой во время смерти тело человека теряет в весе ровно 21 грамм. Понятно теперь да, какой это режиссер? 

И вот Иньярриту снимает "Бердмэна" абсолютно нетипичную для себя картину. Легкую в просмотре, смешную, фантасмагоричную. Этот фильм уже был интересен хотя бы тем фактом, что людям хотелось знать, как их любимый Алехандро умеет шутить. Умеет. Еще как. Его эксперимент смены жанра получился гораздо более удачным, чем у Тима Бертона с его "Большими глазами".


Бывший герой блокбастера пытается стать театральным режиссером. Его мало кто помнит, в личной жизни тоже бардак, поэтому спектакль может стать либо окончательным провалом, либо лебединой песней в его творчестве. 
Можно сколь угодно говорить о том, что все эти "кризисы творчества" у "творческих людей" от избытка свободного времени и нечего об этом фильмы снимать. Но "Бердмэн" он гораздо шире... 
Он не только о "хочу быть популярным", он о том, продолжать ли заниматься своим любимым делом, если ты чувствуешь его бесполезность. И о том, что со своими внутренними демонами можно либо дружить либо враждовать, а что вы выберите и что из этого получится, зависит только от вас.


Параллельно с "Бердмэном" на "Оскар" претендовал очень похожий по стилистике и тематике фильм, "Одержимость". Если смотреть их один за другим, то может возникнуть легкое де-жавю. Слишком уж похожа закадровая джазовая музыка, да и тематика "творческого закулисья" все-таки общая. Но эти фильмы разные настолько насколько они и похожи. Просто один про то, как надо и как не надо себя вести, когда ты только хочешь добиться чего-то, а второй про то, что делать, когда ты хочешь вернуть... А что.. Даже не знаешь.

Но "Бердмэн" таки отличается каким-то... уровнем что ли.Это как жвачка "love is" и "orbit" или Samsung Galaxy и iPhone. Вроде тоже самое, но на уровень выше. И это уже зависит от руки мастера. А Иньярриту - мастер. Он и Дэмьен Шаззел (режиссер "Одержимости") - это как Джобс и безымянные создатели Samsung Galaxy. Да простят меня поклонники фильма про нервного барабанщика.

Съемки, диалоги, атмосфера. Думаете это менее важно, чем смысл фильма? Конечно, содержание оно прежде всего, но от формы тоже очень многое зависит. А если есть и то другое, то получается "конфетка". И это не Англия середины 20-го века как в "Король говорит", не рабовладельческая Америка, как в "12 лет рабства" и уж тем более не Франция эпохи немого кино, как в "Артисте". Все эти "лучшие фильмы" на Оскарах прошлых лет прекрасны, но найти необычное, когда ты снимаешь о прошлых эпохах гораздо легче, чем найти красоту и атмосферность такого обычного настоящего. 


 И это хорошо, что "Оскар" завоевал такой необычный фильм. Можно сказать, что это настоящий прорыв для консервативной киноакадемии, которая решила не быть предсказуемой и не давать предсказуемый Оскар такому социальнозначимому, но нудноватому "Отрочеству", а повернулась лицом к необычному кино. И к необычным режиссерам. И еще более хорошо, что благодаря "Бердмэну" кто-то посмотрит и "классического Иньярриту. Все-таки "21 грамм", "Сука-любовь" и "Бьютифул" того стоят....

P.s. Не знаю насколько этот фильм писался с биографии Майкла Китона и насколько его жизнь похожа на жизнь его персонажа, но параллелей не избежать. Много лет назад Китон был Бэтменом также как его герой был Бердмэном и в последние годы о нем было ох как мало слышно. И для актера "Бердмэн" стал мощным и красивым возвращением в "большую лигу". И этот факт столь же ценен как и статуэтка Оскара. С возвращением, мистер Китон!

14 февраля, 2015

Для тех, кто не любит ми-ми-ми

Можно сколь угодно говорить, что это праздник веников, картонных открыточек и прочей мишуры, но этот праздник в нашу жизнь вошел прочно. Ассимилировался, обосновался и, похоже, что уходить никуда не собирается. Поэтому гораздо разумнее смириться с ним и воспринимать его, как просто еще один (самое главное, чтобы не единственный) повод сказать тем, кого мы любим, что это действительно так ;) 
Пока на больших экранах победоносно шагает экранизация распиаренного бульварного романа с вкраплениями БДСМ, у кого-то может возникнуть настоящая проблема - какой бы посмотреть фильм вдвоем (или в одиночку), чтобы он был мелодрама, но не тупая. Про любовь, но чтобы без лишних "соплей".


 И найти такую мелодраму может стать настоящей проблемой. Их немного, но они есть.
Один из таких фильмов - "Последняя любовь на земле" с Евой Грин. 
Это очень красиво. Несмотря на весь трагизм ситуации. Красивое апокалиптическое зрелище. В чем-то это напоминает "Меланхолию" фон Триера, в которой точно также очень много диалогов, но так мало надежды. Но в отличие от триеровской истории, этот фильм гораздо... светлее. Да-да, в нем есть то самое, что вынесено в название. Хотя перевод названия ужасен. Оригинальный Perfect sense гораздо лучше передает суть вещей. 
И да, это действительно, фильм о любви. Красивый, не банальный и очень светлый. 


Понравится ли вам тандем Грин+МакГрегор либо же рассуждения на тему "что любовь? Чувство или инстинкт?", вряд ли этот фильм оставит вас равнодушными. 
И если вас воротит от всего этого ванильно-мимишного  "Мне тебя обещали" и "Где валяются поцелуи" ( кому такое вообще могло в голову прийти?), то этот фильм - для вас.
В конце концов, кто сказал, что этот праздник только для ванилек?
О чем: Земля столкнулась с небывалым бедствием. В разных странах, на каждом континенте люди в самом буквальном смысле лишаются чувств — каждого из пяти, одного за другим… Майкл и Сьюзан считают свою связь мимолетной, но когда становится ясно, что мир неумолимо приближается к концу, герои понимают — им уже не прожить друг без друга. Но что останется, когда пропадут последние чувства?