30 июня, 2013

Что такое "киноальманах" и с чем его едят

Впрочем "едят" в этом случае понятие скорее абстрактное, чем реальное. Хотя любой фильм, как и любой вид искусства, можно воспринимать, как "продукт", потребляемый человеком. Только участвует в этом процессе не пищеварение, а мышление....
Итак, что же представляет собой "киноальманах"? Покопавшись в википедии и на других сайтах, я с удивлением обнаружила, что это значение нигде не представлено. Тогда я решила самостоятельно его вывести. Что же получается в итоге?
Изначально, альманах было понятием сугубо "книжным", означающим разновидность серийного издания, продолжающийся сборник произведений, объединенных по какому-либо признаку. То есть, исходя из этого понятия можно вывести другое, "киноальманах" - это полнометражный фильм, представляющий собой несколько, объединенных по смыслу историй. Сегодня киноальманах становится на удивление популярным жанром, "золотую жилу" поймали и производители американских мелодрам и производители менее качественных российских "праздничных" фильмов.
"Криминально чтиво", 1994
Думаете, что никогда не сталкивались с этим жанром? Тогда, я попытаюсь вам кое о чем напомнить :)

Киноальманах: начало
"Первопроходцем" в этом жанре стал легендарный Квентин Тарантино. Под шикарную музыку в свойственно ему одному манере, Тарантино весело рассказывает о не веселых на самом деле вещах и открывает современному кинематографу жанр киноальманаха. Лично я не знакома с другими проявлениями этого жанра до "Криминального чтива" и "Четырех комнат". Если вы знаете другие примеры - расскажите! Буду рада услышать!

Киноальманах: перезагрузка
"Париж, я люблю тебя!", 2006
"Второе" рождение жанра произошло в 2006 году, когда добрый десяток режиссеров признались в любви  городу с Эйфелевой башней, сняв каждый по короткометражке и объединив их в один фильм "Париж, я люблю тебя!" Это именно здесь впервые на экране появилась будущая "девушка Бонда" и лицо Pantene Ольга Курыленко, здесь Натали Портман показала пронзительную историю о мире, в котором нет визуальных образов. И здесь же появился уже "нефранцузский француз" Депардье. Успех "Парижа" у зрителей и кинокритиков был таким оглушительным, что в последующие годы уже другие режиссеры поспешили признаться в любви другим городам: Нью-Йорку, Москве, Гаванне. Лично я жду не дождусь, когда они сделают это по отношению к моему любимому Лондону. Город на Темзе заслужил этого ничуть ни меньше чем город на Сене. Впрочем, речь тут совсем о другом. О том, что именно с этих "признаний в любви" альманах прочно вошел, как жанр в современный кинематограф.

Киноальманах: революция
"День святого Валентина", 2010
В последние годы произошел настоящий "бум" киноальманахов в жанре комедийных мелодрам. Началось все с моей любимой "Реальной любви" и как говорится "понеслось". Фильмы - праздники с участием множества звезд первой величины, незамысловатый сюжет, а также чудеса, которые неизменно случаются в праздник - разве не этого хочется каждому из нас? И кино дает нам шанс "прикоснутся к чуду". Небезысвестный автор "Красотки" Гэри Маршалл снял сразу два праздничных фильма "День святого Валентина" и "Старый" новый год". Любимые режиссером Джулия Робертс и Гектор Элизондо, звезда современных мелодрам Кэтрин Хайгл, востребованный сегодня Брэдли Купер, а также "привет из Европы" - "красавчик" Тиль Швайгер и фильмы стали настоящими хитами. Сейчас киноальманахи уже не "привязывают" к праздникам. Их снимают на тему брака ("Обещать не значит жениться") и даже на тему беременности ("Чего ждать, когда ждешь ребенка"). "Золотую жилу" подхватили и российские кинематографисты. Уже есть целых два фильма про "Елки" и два фильма про "Маму". Получается у них несколько хуже, чем у американских коллег, то тенденция подхвачена, сборы радуют глаз и кошелек продюсеров, а зрители получают желаемую "сказку".
"Чего ждать, когда ждешь ребенка", 2012

Почему эти фильмы становятся столь популярными? Наверное, потому что каждому иногда хочется понаблюдать за чужими перипетиями судеб, а также искать причинно-следственные связи между несколькими историями. Смешно, интересно и увлекательно. Что еще нужно основным потребителям мелодрам?



Киноальманах: альтернативный вариант
"Вавилон", 2006
Думаете, к этому жанру обращаются только производители "слезливого" кино? Отнюдь нет! "Артхаусные режиссеры тоже не брезгуют этим жанром. И сейчас я вам это расскажу. В 2006 году мексикалец Алехандро Гонсалес Иньярриту снял очень странный фильм с Брэдом Питтом в главной роли. Здесь нет смешных конфузов, ярких красок и бурных проявлений радости. Только реальная жизнь, человеческое горе и отчаяние. Хотите неоднозначных эмоций - посмотрите "Вавилон". Альманах, который не похож ни на какие другие. Вспомните также легендарный черно-белый фильм Джима Джармуша "Кофе и сигареты". Тоже альманах и совсем не мелодраматичный. Хотя известный только в узких кругах любителей творчества этого режиссера.
"Муви 43", 2012
Не так давно на экраны вышел крайне странный представитель жанра - "Муви 43" - ядреная смесь из множества актеров первой величины, приправленная черным юмором и апокалипсическими настроениями. Вроде и смешно, но... странно. И как-то даже непонятно, как Ричард Гир, Хью Джекман, Джералд Батлер, "оскароносные" Кейт Уинслет и Холли Берри и много-много других актеров согласились на участие в этом странном проекте. Но если хотите настоящего трэша и вы ценитель "Очень страшного кино", то посмотрите "Муви 43". Только потом не говорите, что я вас не предупреждала!

Киноальманахи прочно входят в нашу жизнь, становясь частью современной кинокультуры. И хочется, чтобы достойных представителей этого жанра становилось больше, чем недостойных. Если прочитав этот пост, вы захотите посмотреть какой-нибудь из фильмов, я буду рада :) Приятного просмотра!





18 июня, 2013

Долгая дорога домой

Я хотела посмотреть этот фильм давно. Но как это обычно бывает, внимание слишком сильно отвлекается на новинки. И вот, я добралась до "Холодной горы". И главный вопрос мой был "почему?"Почему я не видела этот фильм раньше? Как могла не обращать на него внимание? Почему кино, вышедшее, в далеком 2003-м «нашло меня» только через десять лет? Вопросов много. И не так важны ответы на них, как тот факт, что «Холодная гора» меня покорила, обезоружила и полностью влюбила в себя…
Если честно, в каждом фильме меня сначала привлекает название. Иногда я могу смотреть фильм только из-за красиво звучащей фразы. А в «Холодной горе» было что-то притягательно-загадочное.
 Гражданская война
в США — благодатная тема для всех тружеников искусства. Есть где разгуляться. Батальные сцены — в изобилии! Трагическая любовная история на фоне войны — пожалуйста! Но только вот «Холодная гора» — это совсем не «Унесенные ветром». И может быть, это даже и к лучшему.
 Инман идет домой, Ада ждет Инмана. Ей живется непросто, ему — еще сложнее. Фильм не держит нас в напряжении, в чем-то ему даже не хватает динамичности. Но в этом его очарование. В размеренном темпе, который на поверку, является лишь «затишьем» перед бурей. И в этом случае Холодная гора — это совсем не название географического объекта, это символ. Для Инмана — почти синоним «тихой гавани». А для их отношений с Адой — символ преграды, стоящей между ними. Высокая, как гора. Холодная и нескончаемая, как зима. Война…

Почему меня не сильно впечатлила Рене Зеллвегер, получившая «Оскара» за роль Руби? Она старалась, она была убедительна. Но ничуть не хуже она играет и в «Бриджит Джонс» и во многих других фильмах. Она — хорошая актриса и я не умаляю ее достоинств. Но именно в этом фильме высшей награды американской киноакадемии достойна не она. Может быть, я не очень объективна к Джуду Лоу, которого люблю с детства, с тех самых пор, как впервые увидела его во «Враг у ворот», но мне кажется, что лучшего Инмана просто и придумать нельзя. Мне вообще кажется, что потенциал Лоу в военной тематике не так сильно оценен, как того заслуживает талант актера. Инман немногословный, но способный на поступки. Почему-то весь фильм я очень за него боялась. Гораздо сильнее, чем за Аду. Кстати, Николь Кидман, которая на момент съемок в «Холодной горе» была совсем не юной возлюбленной, совершила просто титаническую работу — смогла «сбросить» годы. Нет-нет, это совсем не заслуга гримеров. Это целиком и полностью работа актрисы. Ей веришь. Веришь, что она действительно белоручка-барышня, дочка священника, которая умеет играть на рояле самые сложные пьесы, но не умеет чистить картошку. Что в жизни она видела совсем немного. Что Инмана она любит по-настоящему. Маленькая, но яркая роль здесь и у Натали Портман. Она часто бывает неразборчива в ролях и снимается где-попало, но здесь она сделала просто на удивление правильный выбор. Было бы так всегда... 

Отдельно хочется сказать про саундтрек. Он прекрасен. Каждая нота отдается в душе, каждая мелодия трогает, а музыка в целом завораживает. И кажется, что правда — тихая гавань — она там, в Холодной горе…

Единственное, к чему я не была готова - развязка. После которой остается лишь пресловутый вопрос "почему?" Хотя, может быть, если бы она была другой, смысла бы в картине не было...


Мне кажется, «Холодную гору» нужно посмотреть, даже, если вы не верите в любовь, не верите в «тихую гавань». Посмотрите — и может быть, она вас покорит так же сильно, как меня...

""Холодная гора", 2003, реж. Энтони Мингелла
Кровавый период Гражданской войны в США: американский конфедерат Инман пытается добраться с линии фронта домой, в Холодную Гору (штат Северная Каролина), где оставил свою возлюбленную Аду.Ада пытается выжить одна в разоренном тылу. На помощь ей приходит бродяжка Руби, которая учит светскую барышню азам ведения хозяйства…