Под мерный перестук колес, под неяркой поездной лампой я начала читатьбестселлер Стига Ларссона "Девушка с татуировкой дракона". Знакомство оказалось приятным и маршрут "Астана-Костанай" преодолевать с таким "попутчиком" было гораздо веселее. Хотя, сюжет я к тому времени уже знала. Фильм Дэвида Финчера вышел еще год назад и, естественно, я успела его посмотреть. Но, это не помешало мне получить истинное удовольствие от по-настоящему качественно написанной книги. После прочтения, я тут же захотела написать пост в духе сравнительного анализа "книга-фильм", но подумала: "А есть же еще один фильм, вышедший еще в 2009-м". Так что, до того, как писать, я по-честному посмотрела еще одну экранизацию и пост получился о сравнении книги с фильмами и фильма с фильмом
Краткий синопсис для тех, кто не в курсе:
Сорок лет назад Харриет Вангер бесследно пропала на острове, принадлежащем могущественному клану Вангер. Ее тело так и не было найдено, но ее дядя убежден, что это убийство и что убийца является членом его собственной, тесно сплоченной и неблагополучной семьи. Он нанимает опального журналиста Микаэля Блумквиста и татуированную хакершу Лисбет Саландер для проведения расследования.
Итак, начинаем? ;)
1) Постановка и сюжет (Нильс Арден Оплев vs Дэвид Финчер)
Харриет Вангер, фильм Оплева |
- Атмосфера. Почему, когда я смотрю фильм Финчера, то почти физически ощущаю Стокгольмскую холодную зиму? Почему домик Микаэля в Хедестаде в фильме Оплева такой неряшливый и слишком солнечный? Почему за каждым движением Крейга и Мары я наблюдала затаив дыхание, а Нюквист и Рапас не вызывали подобных эмоций? Почему от фильма, снятого не-шведом Швецией веет больше, чем от снятого шведом? Может быть, я просто очень "оголливудилась", но финчеровский фильм отдает стилем и эстетством, а оплевовский той самой неряшливостью. А может быть, это просто называется режиссерским талантом. И у Финчера было главное - детективное напряжение. А оно дорогого стоит
Чуть не забыла о великолепной заставке в финчеровском фильме! Конечно, это было откровенное "привет, фильмы о Бонде. У нас снимается ваш главный актер!". Но это было супер! Посмотрите - увидите
- Соответствие оригиналу
Тоже Харриет. Но только у Финчера |
А вот здесь пальму первенства передаем Оплеву. Почти все сцены из книги переданы с максимальной достоверностью, тогда как Финчер многое переделал в угоду динамичности сюжета фильма. Например, в голливудской версии абсолютно опущен тот факт, что Микаэль был знаком с Харриет в детстве. Правда, в шведской этот момент тоже передан не с книжной достоверностью,но он есть. Так же, как есть многие Вангеры, которых нет у Финчера, сотрудники "Миллениума", а также Ханс Эрик Вейнстрём собственной персоной. Да, согласна, в голливудской версии он тоже присутствует, но там почему-то эту линию повествования сделали крайне скудной, в то время как сам Стиг Ларссон уделил ей большое внимание. Другое дело, как актеры воплотили все эти образы и тут мы переходим к следующему пункту программы:
- Актерский состав (не главные герои)
В моем личном рейтинге Финчер опять вырывается вперед. Потому как актер, изобразивший Хенрика Вангера в шведской экранизации ну никак не тянет на могущественного правителя империи! Он похож на милого доброго дядю, но не на человека, пускай с добрым сердцем, но вершившего судьбами. А вот Кристофер Пламмер тянет! И Стеллан Скарсгард тянет на Мартина Вангера! Есть в его прищуренных глазах какая-то скрытая угроза, которой нет в глазах его шведского коллеги. Особняком от остальных героев стоит Харриет Вангер. Она не должна быть волоокой, длинноволосой красоткой. А даже если бы она и была такой, то не это в ней главное! Скрытая тревога, угловатость, взгляд "себе на уме". И особенно меня поразила одна героиня, которую показали в зрелом возрасте (не будем спойлерить и называть ее имя). Увидев ее в шведской экранизации, я даже испугалась! Что это за барбарелла на пенсии?! Просто кошмар какой-то! В то время, как у Финчера она - воплощение стиля и элегантности. Так-то!
2)Микаэль "Калле" Блумквист (Дэниел Крейг vs Микаэл Нюквист)
Шведский актер почти что тезка со свои персонажем. Он неплохо задавал вопросы, сомневался в честности ответов. Но, помните, что сказала Лисбет Микаэлю практически в первую встречу? "У тебя добрые глаза". А теперь, посмотрите вот на эти глаза
Микаэл Нюквист |
Может быть, кто-то и разглядит в них доброту, но лично я ее не увидела. Да, по сюжету Калле Блумквист не должен был быть мега-красавцем, но он пользовался успехом у женщин, а это подразумевает наличие какого-то обаяния. Хоть убейте, но Нюквист его не продемонстрировал.
Дэниел Крейг |
Финчер действует иначе и берет роль журналиста писаного красавца Крейга (напоминаю, что рейтинг составлен с учетом моих личных предпочтений) Да, это был маркетинговый ход - это и ежу понятно. Да, в журналисте промелькнул-таки супер-агент Бонд, а в шведе истинный англичанин. Но он смотрелся просто великолепно! И в Стокгольме, и в Хедестадских пейзажах, и когда составлял "мозаику Харриет", и во время многочисленных интервью. Лично я из двух Микаэлей выбираю только Крейга. Браво Дэниэл! Браво Дэвид!
Нуми Рапас |
3) Лисбет Саландер (Нуми Рапас vs Руни Мара)
А вот и та самая девушка с татуировкой. По иронии судьбы имена актрис тоже очень созвучны, но есть некоторые но. У Лисбет не было таких женственных изгибов, как у Нуми Рапас! Она была именно такой вот угловатой и нескладной, как Руни Мара. Что касается макияжа, то Нуми иногда перебарщивала с ним. Так, что напоминала мне Билла Каулитца из Токио Хотел. Лисбет Саландер - это такая девочка-скандал, Пеппи-Длинныйчулок наизнанку. Она абсолютно безбашенная и сумасшедшая. Но в тоже время она... ранимая. И вот эту ранимость Руни, на мой взгляд, смогла показать лучше, чем Нуми.
Руни Мара |
Итого...
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что финчеровская экранизация понравилась мне гораздо больше, чем оплевская. Но, если вы не видели ни одной, то выбор за вами. Но, все-таки советую сначала прочитать книгу. Если вы любите хорошие качественные детективы и не боитесь крови, то он вам точно понравится ;)
Комментариев нет:
Отправить комментарий